пятница, 18 мая 2018 г.

Конкурсная работа педагога-библиотекаря Жемконской СОШ им. Н. Кондакова Гоголевой Марианны Егоровны

«Не зная края своего, всего ты мира не узнаешь!»: краеведческая деятельность библиотеки.



Школьная библиотека как краеведческий информационный центр
                          “Увидеть и познать свой край можно либо
 своими глазами, либо при помощи книг”
М.В.Ломоносов
               Школьное краеведение способствует гражданскому становлению,формирует нравственные качества человека.Именно с любви,уважения человека к малой родине начинается гражданское и патриотическое воспитание.Краеведение помогает школьникам почувствовать свою причастность к истории и культуре родной земли.
                  Основной целью работы является:
оспитание личной причастности к проблемам “малой родины”, включение школьников в социально-культурную жизнь своей территории через краеведческую деятельность библиотеки и приобщение к чтению.
- воспитание патриотических качеств личности через изучение и анализ краеведческой литературы, формирование информационной и исследовательской культуры.

 Задачи:
-Сформировать исторические знания и исследовательские умения, нравственное отношение к традициям и обычаям своей малой родины
- Формирование у читателей системы краеведческих знаний, устойчивого интереса к краеведческой литературе.
Основная проблема, ее актуальность:
    Краеведение сегодня считается одним из основных направлений в работе нашей библиотеки. Это связано с тем, что краеведческое образование и воспитание приобретает ведущую роль в решении задач патриотического и нравственного становления личности.
Содержание и структура работы:
Краеведческая работа библиотеки в нашей школе ведется по четырем направлениям. В соответствии с данными направлениями построен конкурсный творческий проект:
Образовательное:  это, прежде всего изучение краеведческого курса «Түөлбэ» , знакомство с краеведческой литературой на библиотечных уроках, написание проектов, рефератов, докладов, сочинений, статей в школьную газету.
Просветительское:  направлено на знакомство с новинками в библиотеке, оформление книжных выставок с целью привлечения читателей и повышения читательского спроса, подготовка и проведение читательских конференций.
Воспитательное:  работа по комплексной общешкольной программе «Төрөөбүт түөлбэттэн саҕалаан», в рамках которой используются различные мероприятия, направленные на становление патриотического и нравственного отношения к традициям и обычаям нашего села, где школьная библиотека  становится организатором и местом встреч  с представителями старшего поколения.
Экскурсионное: помогает школьникам сформировать исторические знания, познакомиться с краеведческими объектами, стать как бы современниками исторических событий, оценить значимость их для истории страны и края.
Библиотекой составлен план традиционных мероприятий, организуются улусные научно-практические конференции: “Саллаат суола оспот” Герою Советского Союза Н.А.Кондакову, , “Саха итэҕэлэ” доктору медицинских наук В.А.Кондакову,организуются интернет-викторины, ежегодный туристический поход, проходят библиотечные уроки и уроки по краеведению.
   Практическая значимость  этой работы состоит в том, что он обеспечивает успешность взаимодействия участников педагогического процесса. Материалы используются на уроках в качестве иллюстративного и наглядного материала.  Повышается читательский интерес, приобретаются навыки поиска нужной информации из различных источников. Формируются исследовательские методы обучения и основы информационной культуры школьника.
Поэтому среди основных задач краеведческой работы школьной библиотеки рассматривается не только воспитание любви к родному краю, но и содействие пробуждению познавательных интересов детей, организация поисково-собирательской, исследовательской и творческой деятельности учащихся школы. Успешное же выполнение намеченных планов невозможно без поиска новых путей и методов в работе.
 Первым результатом реализации работы стало создание и организация краеведческого фонда. На сегодняшний день в библиотеке собран большой объем изданий краеведческой тематики, позволяющий удовлетворять читательские запросы.  Помимо комплектования библиотеки традиционными источниками информации, ведется работа по сбору данных и на электронных носителях. В этом направлении осуществляются следующие виды деятельности:
·                    организован и постоянно пополняется фонд учебных, документальных и художественных видеофильмов по краеведению;
·                    создается коллекция видеофильмов собственного производства;
·                    создан фонд СD – дисков краеведческой тематики;
·                    в библиотеке имеется краеведческая коллекция аудио документов
Большая работа велась по изучению истории наслега,было собрано много материалов. Выпущены книги об истории наслега “Дьөккөн нэһилиэгэ”, истории школы “80 сыл-билии аартыгынан”, “Кыайыы өрөгөйүн көрсө”, об увековечивании памяти Героя Советского Союза Н.А.Кондакова  “Герой тыыннаах өйдөбүлэ”, по сценарии  Гоголевой Алины  был снят художественный фильм “Ыарахан хонук” по произведению Н.А.Кондакова.Фильм “Ыарахан хонук” занял первое место в республиканском конкурсе,был показан в НВК “Саха” по республике.
 Данный фонд комплектуется источниками информации как на традиционных носителях (сценарии, творческие работы детей, тематические уроки и классные часы), так и электронных (видеоматериалы уроков и внеклассных мероприятий, собственные видеофильмы, компьютерные презентации, заочные экскурсии, электронные тематические папки и т.д.)
Сегодня ознакомить всех участников образовательного процесса школы с имеющимся в библиотеке многообразием краеведческих источников просто невозможно без использования в работе разнообразных форм и методов массовой работы. Увеличивая аудиторию, вовлекая детей в общую интеллектуальную деятельность, используя игровые формы пропаганды литературы, мы добиваемся главного – повышения читательского спроса, заинтересованного и осознанного литературного выбора, формирования читательских умений и навыков. Проводятся встреча с ветеранами,с интересными людьми, интеллектуальные игры “ТОК”, “История наслега”, выставки , игра путешествие “Летопись школы”, классные часы и.т.д
Я совмещаю работы библиотеки и музея. На мой взгляд, это очень удачное сочетание. Ведь музейный экспонат тот же источник информации, только обладающий своими специфическими чертами и особенностями. Дети видят историческую эпоху через фотографии, экспонаты. Обучающиеся знакомятся с историческими достопримечательностями, встречаются с удивительными людьми и своими руками “трогают”экспонаты, узнают, как жили наши предки, об их быте. И в итоге научатся читать и понимать исторические книги
Изучение и преподавание краеведческих дисциплин неразрывно связано с исследовательской работой педагогов и учащихся, которую можно рассматривать как одно из условий воспитания и подготовки активной, самостоятельной, высокообразованной, творческой личности, знакомой со спецификой данного края, способной его изучать и развивать.
Индивидуальная творческая деятельность учащегося процесс сложный и наукоемкий, требующий определенных информационных умений и навыков. Задача библиотеки – сформировать эти умения и предоставить учащемуся и его научному руководителю возможность для полноценной научной работы. Краеведческая исследовательская работа – это совокупность процессов и операций, направленных на изучение данного края и достижение поставленных целей исследования. Работа эта от исследователя требует определенных знаний, умений и навыков в сфере поиска и использования различных источников краеведческой информации, а от школьной библиотеки – соответствующей информационной поддержки.
Основными формами краеведческой исследовательской работы школьников выступают:
● поиск и изучение дополнительной литературы по теме урока;
● выполнение домашнего задания;
● выполнение контрольной работы;
● выполнение практической работы;
● выполнение лабораторной работы;
● доклад;
Основные формы краеведческой исследовательской работы педагогов в рамках учебного процесса следующие:
● поиск и изучение литературы по теме урока;
● подготовка и проведение контрольной работы;
● подготовка и проведение практической работы;
● подготовка и проведение лабораторной работы;
       разработка учебно-методических материалов и др.
.         Библиотека  стала краеведческим информационным центром  школы, осуществляющими полноценную информационную поддержку краеведческой исследовательской работы школьников и педагогов в рамках учебного процесса. Для этого ведется плановая работа по выявлению:
1) изучение
библиотекарем учебных планов своих школ и выявление перечня краеведческих учебных курсов
2) изучение учебных программ данных курсов с целью выявления в них сведений о рекомендуемой краеведческой литературе;
3) определение степени
 соответствия краеведческого фонда школьной библиотеки кругу литературы, очерченному в учебных программах;
4) комплектование краеведческого фонда недостающей литературой
5) установить связи с местными авторами
6) формирование информационной культуры учащихся и педагогов
7
) составление рекомендательных списков краеведческой литературы по внеклассному чтению;
8) подбор на урок краеведческой литературы как наглядного средства, а также как основы выполнения контрольных, лабораторных и практических работ;
10) наиболее полное раскрытие, популяризация, пропаганда и поощрение использования краеведческого фонда школьной библиотеки посредством:
– тематических обзоров, в том числе приуроченных к юбилейным и памятным дат
,
– книжно-иллюстративных краеведческих выставок:
-дней краеведческой информации в библиотеке;
11) проведение массовых мероприятий краеведческого характера, способствующих просвещению школьников в области краеведения, пробуждению интереса к краеведческой исследовательской работе
12) организация краеведческого кружка, курса ”Түөлбэ”
13) создание в школьной библиотеке комфортных условий для самостоятельной краеведческой исследовательской работы пользователей
.
                               Результатами работы считаю следующее:
·         Приобретение школьником опыта исследовательской деятельности;опыта публичного выступления;самоорганизации и организации совместной проектной деятельности 
·         Положительная динамика активности чтения и посещаемости библиотеки.
·         Успешное участие обучающихся  в научно-практических конференциях,  социальных проектах,викторинах и.т.д.
·         Выпуск книг о истории наслега,публикации в журнале,газетах,распространение опыта в семинарах,чтениях     
5.Результаты внеурочной деятельности по формированию предметных,метапредметных компетенций и личностных качеств обучающихся
      В рамках стандарта по внеурочной деятельности в библиотеке работают кружки,курсы. Внеаудиторные занятия,библиотечные уроки,мероприятия проводятся с основной целью : Повышение культуры чтения учащихся,  воспитание навыков самостоятельной работы с книгой.Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам. Учить ориентироваться в книжной и информационной среде библиотеки. Повысить уровень читательской культурыспользовать приобретенные знания и умения работы с книгой – источником информации – в практической деятельности и повседневной жизни.
По итогам проведенных работ,индивидуальных бесед,обучающиеся способны извлекать информацию из разных источников,овладевают приемами отбора и систематизации материала на определенную тему.Способны определять цели предстоящей исследовательской,творческой деятельности,последовательность действий.Обучающиеся активно участвуют в различных НПК,конкурсах. ЕГЭ
Клуб “Дьикти” объединяет детей,любящих творчески писать,работать.Они научились  воспроизводить прослушанный,прочитанный текст с разной степенью свернутости, создавать устные и письменные тексты разных типов, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме,способны участвовать в речевом общении.
Умеют выступать перед аудиторией.Оценивать  достигнутые результаты, проектировать,корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон выполняемой предметной, метапредметной, личностно - ориентированной деятельности
           Актуальность  курса «Эйгэ» связана и возрастает именно с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества.Пресса, которая выпускается ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, определиться в мире профессий. Занятия журналистикой развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию. Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Определенный круг учащихся школы стремится развить в себе эти умения, развить способности, необходимые для занятий журналистикой. Курс «Эйгэ» ориентирован на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли корреспондентов . Кроме того, занятия по данной программе направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, экспериментальный поиск, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление связей с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами).
                 Краеведческая работа в школе-важное средство воспитания,обучения учащихся,также открывает широкие возможности для творческой работы педагога.Мероприятия по изучению истории все имеют огромное воспитательное значение,организуют учащихся,учат умению выступать,высказывать свое мнение,обучают навыкам исследовательской работы,что повышает качество обучения,учат самостоятельности,воспитывают чувство гордости,уважения к старшим,к истории,традиции села. Внеаудиторные занятия “Краеведение”,”Түөлбэ” является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ, полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным, жизненно важным проблемам.
 Читайка” предназначена для занятий по ФГОС для начальных классов.Многообразие и постоянно растущий объем информации требуют серьезных навыков ее поиска, оценки, отбора, переработки и хранения. Дать школьникам полноценную подготовку в этой области возможно только при интеграции процесса формирования книжной культуры.Особенно важную роль приобретает необходимость подкрепления полученных знаний самостоятельной работой с различными источниками информации. Организация такой практики должна стать результатом объединенных усилий школы и библиотеки. В современных условиях, когда лишь небольшая часть учащихся умеет читать и работать с книгой осмысленно, представляется общезначимым выделение такого межпредметного курса, который призван обеспечить овладение учащимися способами читательской деятельности.    

7.Результаты обучающихся во всероссийских,международных олимпиадах, конкурсах научно-практических конференциях,чтениях,соревнованиях


год
Ф.И.
                      мероприятие
результат
2011

 Регистрация  в агентство детской прессы “Бэргэн”
пост”Дьикти”  рук.Гоголева.М.Е.
65 статей напечатаны в газетах “Кэскил”, “Олох суола”,”Эдэр саас”,журнал “Хатан”
2013

Премия почетного  журналиста Н.Крылова творческому объединению “Дьикти”
премия
2011
Дмитриева Чэмэй
1 место в конкурсе “Кэскил-мин дьиэ кэргэммэр”
Грамота
2011
Семенова Оля
Улусная НПК к 115-летию крупного государственного деятеля С.Ф.Гоголеву
Грамота
2011
Егорова Илона
Улусный Фестиваль исследовательских работ «Мой родной Вилюйск», посвященном 85-летию основания Вилюйского улуса, 70-й годовщине Великой Победы в ВОВ и Году литературы в РФ по теме «ϴлбѳт ѳрѳгѳй»
сертификат
Медицинскэй наука доктора В.А.Кондаков айар улэтигэр аналлаах «Саха итэ5элэ» улуустаа5ы НПК «Эмчит эһэм»
Грамота
2011
Иванов Дима
Улусный Фестиваль исследовательских работ «Мой родной Вилюйск», посвященном 85-летию основания Вилюйского улуса, 70-й годовщине Великой Победы в ВОВ и Году литературы в РФ по теме «Саллаат ϴлѳксѳй»
Грамота за 3 место
Медицинскэй наука доктора В.А.Кондаков айар улэтигэр аналлаах «Саха итэ5элэ» улуустаа5ы НПК «Айыл5аттан алгыстаах эдьиийим»
Грамота
Улусный Фестиваль исследовательских работ «Мой родной Вилюйск», посвященном 85-летию основания Вилюйского улуса, 70-й годовщине Великой Победы в ВОВ и Году литературы в РФ по теме «Кыайыыны күүппүт ийэ сүрэҕэ»
Поощрительная грамота
2012
Колтовской Вася
Конкурс рисунков “Добро глазами детей”
Грамота
2012
Кычкина Айта
Улусные педагогические чтения “Внеурочная социально-развивающая деятельность”
Грамота
2013
Афанасьев Проня
Улусный конкурс рисунков по произведениям П.Н.Тобурокова
Сертификат
2014
Егорова Розанна
Улусная НПК ”Адам Скрябин-саха бастакы композитора”
Сертификат
2014
Гоголева Алина
ХХХ Республиканская выставка прикладного творчества обучающихся “Радуга Севера”
Сертификат
2014
Никифорова Наташа
Семенова Валерия
Доклад к 75-летию И.И.Егорова-Танаринского
Диплом
2 ст
2015
Петров Даниил
Улусная НПК “Обком секретара”
Диплом
2015
Жирохов Валера
Улусная интернет-викторина к 70-летию ВОВ
Грамота
2016
Егоров Вася
Видеосюжет”Кыайыы саллааттара” республ.
Грамота
2016
Андреева Вилена
Доклад улусный “С.Ф.Гоголев”
Диплом
2017

Улусный конкурс летних лагерей “Олоҥхо лааҕыра”
1 м.
2018
Петров Даниил
Улусный конкурс эссе “Гоголев ааҕыылара”
Грамота 1м.
2018
Петров Даниил
Слет юных корреспондентов газеты “Кэскил”эссе
“Бүлүү эбэм экологията”
Грамота 1м.

                               8. Наличие публикаций

   
Статья
Выходные данные

1

Книга “80 сыл-билии аартыгынан”

Автор:Гоголева М.Е..-Вилюйск,1999
2


Книга “Кыайыы өрөгөйүн керсе”


Авторы:Гоголева М.Е.,Васильева Т.А.,Якутск,1995

3
Книга “Дьөккөн нэһилиэгин историята”



Дьѳккѳн. Бүлүү улууһа/[хомуйан оҥордулар М.Е. Гоголева, А.И.Ионова, Е.Е.Петров, Н.П.Петрова]. - Дьокуускай: Бичик, 2012. - 528. (Саха сирин нэһилиэктэрэ)
4
Журнал Народное образование
“Библиотека,музей оскуолаҕа о5ону иитиигэ,үөрэтиигэ суолталара”
№3- 2013  стр.




5
Условия развития современной школы в сельском социуме
Библиотека оҕону экологическай культурага иитиигэ ураты ньымата
Условия развития современной школы в сельском социуме/ Сборник материалов учебно-методической работы (МБОУ "Жемконская СОШ имени Н.А.Кондакова с.Эбя Вилюйского улусаРС(Я))- МКУ Вилюйское управление образованием, 2014 г.
6
Книга “Герой тыыннаах ейдебүлэ”

Авторы: Гоголева М.Е.,Петров Е.Е.,Якутск.,201
7
Книга “Олоҥхону-оҕолорго”
Кондакова У.Ф.-Дьокуускай:Алаас,2017.-144 с.
Өбүгэ сүппэт талаана
Опыт работы педагога-библиотекаря Гоголевой М.Е.,учителя якутской литературы Гоголевой Н.Г.


9. Наличие авторских программ,методических пособий,разработок

                              Разработка внеаудиторного занятия “Эйгэ”
   В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем несравнимую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся «окном в мир» для ребят, но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности: как источник социальной информации определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу.
Актуальность  курса «Эйгэ» связана и возрастает именно с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества.
Пресса, которая выпускается ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, определиться в мире профессий. Занятия журналистикой развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию.
 Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Определенный круг учащихся школы стремится развить в себе эти умения, развить способности, необходимые для занятий журналистикой. Курс «Эйгэ» ориентирован на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли корреспондентов . Кроме того, занятия по данной программе направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, экспериментальный поиск, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление связей с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами).
Цели программы:
- дать представление о системе массовой коммуникации;
- познакомить с основами журналистского мастерства;
- создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального развития;
- расширить кругозор обучающихся, развить владение словом
В ходе достижения целей программы решаются задачи:
1. Обучающие:
- знакомство с принципами журналистской деятельности
- изучение основ  журналистики
- формирование навыков журналистского мастерства и приобретение первичного профессионального опыта
2. Воспитывающие:
- формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения
- привитие культуры общения с миром средств массовой информации
- пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду деятельности
- формирование потребности в постоянном повышении информированности
- воспитание любви и уважения к школе
3. Развивающая:
- развитие творческих способностей, индивидуального мышления.
Успешное решение этих задач достигается путём изучения блока теоретических разделов программы с учётом постоянной нацеленности на практическую реализацию полученных знаний и навыков. Практическая деятельность предусмотрена программой с самого начала изучаемого курса, поскольку только в тесном взаимодействии теории и практики происходит развитие творческого потенциала начинающих корреспондентов.

                          Разработка внеурочной деятельности“Краеведение”
Краеведческая работа в школе-важное средство воспитания,обучения учащихся,также открывает широкие возможности для творческой работы педагога.Мероприятия по изучению истории все имеют огромное воспитательное значение,организуют учащихся,учат умению выступать,высказывать свое мнение,обучают навыкам исследовательской работы,что повышает качество обучения,учат самостоятельности,воспитывают чувство гордости,уважения к старшим,к истории,традиции села. Курс “Краеведение”учащихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ, полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным, жизненно важным проблемам.
                                                           Цели :
-создание условий для развития и саморазвития,самовоспитания личности через изучение   истории,культуры,традиций родного края,развитие чувства патриотизма.
-создание условий для понимания и применения учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов;
-предоставление учащимся возможность для публичного выступления с целью самовыражения;
-повышения мотивации, интереса к учебе, престижности выполнения проектов;
-обучение учащихся умению презентовать себя и свою работу;
- обучение учащихся технологии проектной деятельности.
                                                          Задачи :
-Обучение планированию (учащийся должен уметь определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы );
- Форматирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен иметь нужную информацию и правильно её использовать);
- Приобщение подростков к духовным,историческим и культурным ценностям и традициям родного народа и всего человечества
-Развитие интереса к прошлому своего наслега,семьи
-Форматирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу  в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
                                    
10. Выступления на научно-практических конференциях, педчтениях, семинарах.

Год
Название конференции,семинар
Форма участия
Документ,подтверждающий участие
2011
Республиканский слет юных корреспондентов
Мастер-класс
Сертификат
2012
Улусная дистанционная НПК
доклад
Диплом 3 ст
2013
“Современные методы и формы деятельности школьных библиотек по поддержке и развитию чтения”
выступления
Сертификат
2013
Улусный семинар “О5о айар дьогурун арыйыы,сайыннарыы-Ийэ тылга угуйуу”
выступление
Сертификат
2014
Всероссийский НПК “Российский и международный опыт и перспективы работы с одаренными детьми”
Выступление
Сертификат
2014
Улусный семинар учителей
Библиотечный урок
Сертификат
2014
Республиканская НПК к 75-летию И.И.Егорова-Танаринского
Доклад
Сертификат
2015
Улусная НПК “Саха итэ5элэ”
Доклад
Грамота 1 место
2015
Улусная НПК “Деятельность образовательных учреждений в продвижении чтения:
традиции,опыт,перспективы развития
Доклад
Диплом 3 ст
2015
Улусный конкурс виртуальных выставок “Мой родной Вилюйский улус”

Диплом 3 ст.
2016
Республиканская заочная НПК
Доклад
Грамота 1м.
2017
YIII Республиканская научно-методическая конференция Ысыах олоҥхо:
традиции,возрождение,увековечивание
Доклад
Сертификат
2017
Республиканская НПК “Олоҥхо тыла-саха омук саргыта”
Доклад
Диплом
2018
Улусная НПК “Саха саарыннара”
Доклад
Диплом 2  ст.
2018
Улусная НПК “Саха саарыннара”
Открытка
Диплом 1 ст.







                 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Что нового